Пираты московского моря: россияне стали чаще покупать "бэушные" яхты

Нина Важдаева
Пираты московского моря

Яхты всегда считались атрибутом роскоши, позволить который себе могут лишь олигархи. Но для того чтобы почувствовать себя миллиардером, совсем необязательно покупать яхту Eclipse за 1 млрд фунтов. Сегодня многие россияне воплощают мечты о "сладкой жизни" на волнах московского, а не Средиземного моря и за суммы в 1–2 млн не долларов, а рублей. Как выяснил Лайф, за последний год рынок "бывших в употреблении" яхт удвоился.

Два месяца назад брокеры компании Aquamarine Yacht Group продали очередную 30-метровую яхту. Казалось бы, стандартная сделка для компании. Но именно эта сделка запомнилась брокерам надолго. Дело в том, что эту яхту они не могли продать шесть лет. Продавец — крупный российский бизнесмен из Москвы — долго не хотел снижать цену.

— Изначально он хотел продать лодку за 4,8 млн евро, в прошлом году отверг предложение в 2,4 млн, — вспоминает яхт-эксперт Aquamarine Yacht Group Ирина Ильина (работает в офисе на юге Франции). — В результате сейчас он продал её за 1,5 млн. Этот пример наглядно характеризует ситуацию на рынке: идёт перенасыщение подержанными яхтами.

Бизнесмен из Москвы просто устал ждать. Ему исполнилось 52 года. Человек он семейный и взамен поднадоевшей классической роскоши захотел купить парусник или катамаран. Свой выбор покупатель аргументировал просто: "Хочу заботиться об экологии. Да и Средиземноморское побережье поднадоело. Хочется приключений с семьёй. Думаю держать лодку в Карибском бассейне, а потом перегнать в Норвегию, во фьорды."

Теперь брокеры подыскивают ему подходящий вариант. "Бюджет 2,5–3,5 млн евро, — поясняет Ильина. — Причём купить он хочет тоже подержанную яхту."

Ещё десять лет назад на Лазурном берегу и представить не могли, что богатый россиянин вообще может заинтересоваться подержанной яхтой. Покупатели из нашей страны хотели только новые лодки. И это неудивительно, ведь такая роскошь была доступна фактически только олигархам. Для Средиземноморья 1,5–2 млн евро — это, можно сказать, начальное предложение на рынке. Но даже по таким ценам лодки среди россиян там покупают только знаменитости и крупные бизнесмены.

Зато купить яхту на внутреннем рынке сейчас могут себе позволить даже бизнесмены средней руки и наёмные менеджеры. Например, в последнее время в компании AllYachts.ru подыскивают лодки как для предпринимателей, так и для руководителей низшего и среднего звена.

Причал у дома

Этим летом москвич Александр Костиков выставил на продажу яхту, которую четыре года назад пригнал из Америки. Она уже была б/у. Сейчас на "Авито" яхта выставлена за 4 млн рублей, но хозяин готов поторговаться с реальным покупателем. Кстати, Костиков — типичный представитель среднего класса. Работает директором по коммуникациям сервиса Uber.

— Эта яхта в штате Кентукки стоила около 20 тыс. долларов, — вспоминает Костиков историю покупки своей лодки. — Ещё 20 тыс. долларов — доставка до России, и столько же (ещё по старому курсу) растаможка. Итого яхта обошлась мне в 60 тыс. долларов или по тому курсу примерно в 1,8 млн рублей.

Правда, со временем Костиков понял, что яхта для него великовата. Всё-таки 9,5 метров. Да и дороговата — только за стоянку в яхт-клубе в Долгопрудном он платил по 170 тыс. рублей в год. Решил купить более компактную лодку. И тоже рассматривает сегмент б/у.

Костиков, как и большинство москвичей, ищет яхту в основном для отдыха на выходных. В сезон — с апреля по октябрь — жители столицы отдыхают на Пироговском и Клязьминском водохранилищах. Некоторые ходят дальше — поднимаются по Волге до Твери или Ярославля. Но в каталоге AllYachts.ru лодки со всей страны. Много предложений в Санкт-Петербурге, на побережье Чёрного моря, на Дальнем Востоке. То есть покупателям вовсе не обязательно перегонять яхту из Москвы в свой регион.

Нередко приходят новосёлы из столичных новостроек у воды. Вполне себе обычные люди. Если раньше в жилищных комплексах с собственными причалами были только элитные квартиры стоимостью от 40–50 млн рублей, то сейчас в таких домах можно купить и эконом-жилье за 7–8 млн. За эту цену можно найти квартиры в ЖК "Ривер парк" или ЖК "Водник". Для сравнения, столько же стоит стандартная "двушка" в обычном панельном доме спального квартала.

— В ЖК с причалами обычно селятся любители водного отдыха, — рассказывает директор AllYachts.ru Андрей Амелин. — Для них это стиль жизни. Причём сейчас все покупатели могут найти себе яхту по карману. У нас пользуются популярностью и яхты по 10–15 метров за 20–25 млн рублей. И небольшие, по 6–8 метров, за 2 млн. Только надо понимать: все эти лодки б/у. Сейчас подержанные яхты занимают порядка 90% всех продаж. Средняя стоимость "секонд-хэнда" 1–2 млн рублей. Самые дорогие яхты б/у могут стоить до 30–40 млн рублей.

По данным исследования инвестиционной компании "Еврофинансы", до 2009 года ежегодный рост продаж на вторичном рынке составлял 20–30%. С тех пор аналитики интерес к яхтам потеряли, но участники рынка считают, что в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

Только темпы роста могут быть ещё выше. "Продажи будут активнее смещаться в сегмент б/у, — считает Амелин. — Хотя бы потому, что снижаются покупки новых яхт — на рынке становится больше предложения подержанных."

Как ни странно, но яхтами россияне среднего достатка заинтересовались в разгар кризиса. Исключением стал только 2014 год.

— Тогда продажи яхт у нас в стране практически остановились, — рассказывает Александр Кожин, менеджер по продажам холдинга Burevestnik Group — одного из крупнейших брокеров по яхтам. — Но с 2015 года рынок стал оживать, а по сравнению с прошлым годом, продажи выросли в два раза.

Цена вопроса

Спрос на б/у яхты во многом связан с желанием россиян купить предмет роскоши, но сэкономить. По словам Кожина, в первый год после покупки новая яхта теряет в цене 10–15% в зависимости от модели. В дальнейшем цена может снижаться на 30–35% в год. К тому же сейчас в стране уже сформировался парк личного водного транспорта. Сейчас подобрать подходящую яхту на вторичном рынке не проблема. "В России сезон навигации небольшой, люди лодками пользуются нечасто, поэтому несложно найти б/у в хорошем состоянии," — поясняет Кожин.

К тому же становится больше катеров отечественного производства. Можно сказать, идёт импортозамещение. "Растёт качество наших яхт, — констатирует Амелин. — Некоторые производители даже наладили поставки на экспорт."

Обслуживание лодок тоже становится доступнее. Если учесть, что на вторичном рынке появилось много небольших яхт. По словам Амелина, ежегодные расходы на содержание яхты обходятся примерно в 10% от её стоимости. Но это приблизительный расчёт. Многое зависит от того, нужно ли платить за стоянку. Яхту длиной до 8 метров владельцы легко могут хранить и на дачном участке. Что и делают дачники, например, в окрестностях Пироговского и Клязьминского водохранилищ.

— При правильном менеджменте расходы на содержание яхт могут сократиться до 7,5–8% от стоимости яхты в год, — поясняет Ильина. — Например, сейчас россияне всё активнее начинают сдавать яхты в аренду. Ещё 7–8 лет назад такое трудно было себе представить. Люди подумать не могли, чтобы на их любимой яхте будет ходить кто-то другой, кто-то будет жить в их каюте и спать на их постели. А сейчас россияне начинают рациональнее подходить к эксплуатации лодок, а следовательно, значительно экономить.

Пока основной поток покупателей как в России, так и за рубежом предпочитает дешёвые б/у яхты или лодки среднего ценового сегмента. Но в будущем будет расти спрос и на элитный сегмент. По данным инвестиционной компании "Еврофинансы", российских покупателей на мировом рынке элитных яхт более 30%.

— Нельзя сказать, что очень богатые россияне стали жить хуже, — отмечает Ильина. — Несмотря на кризис, они продолжают вести привычный образ жизни. Заметно другое: меняется отношение к деньгам. Россияне перестали гнаться за роскошью. Теперь деньги предпочитают тратить разумно. А подержанная яхта — это как раз продуманная покупка.