Морская столица не готова выделять средства на яхт-клубы - жилье выгоднее

11.11.2013

Городские власти и бизнес не готовы вкладываться в строительство и развитие яхт-клубов, отдавая предпочтение жилым квадратным метрам. Территории таких объектов весьма привлекательны для инвесторов с точки зрения строительства жилых комплексов. Однако застройщики часто предусматривают в своих комплексах для будущих жильцов яхтенные стоянки.

По данным петербургской государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС, в городе сейчас зарегистрировано 51 тыс. маломерных судов (в том числе яхт, катеров, моторных лодок). По мнению спасателей, водная инфраструктура в городе достаточно развита: частные маломерные суда могут ходить по всем судоходным рекам и каналам города, за исключением Малой Невки. Швартовка производится к специально установленным понтонам, для отстоя суда могут швартоваться к набережным, оборудованным специальными кольцами-держателями. Но участники рынка указывают, что водной инфраструктуре в Петербурге есть куда развиваться.

На неделе состоялось обсуждение проблем водной инфраструктуры Петербурга в рамках круглого стола, в котором приняли участие представители строительного и яхт-бизнеса. Ранее в обсуждении предполагалось участие чиновников из профильных комитетов, однако они от присутствия на мероприятии отказались.

Среди проблем частного судоходства бизнесмены называют отсутствие зимних стоянок. Об этом говорил Николай Норнов, директор Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов, что на Петровской косе. Судовладельцы вынуждены направлять суда на зимнюю стоянку за границу. В Петербурге существует несколько эллингов — на территории яхт-клуба профсоюзов и на территории яхт-клуба «Крестовский», а этого, по меркам города, недостаточно. В рамках мероприятия господин Норнов представил журналистам проект реконструкции административного корпуса с эллингом для маломерных судов, что в какой-то степени решило бы проблему зимних стоянок. Проект прошел все согласования с городом, ведутся переговоры с инвесторами. Отмечалось, что яхт-клубы в Петербурге сейчас развиваются только собственными силами и средствами. Город эту сферу не финансирует, а в октябре прошлого правительство Петербурга отклонило проект изменений в закон «О земельном налоге в Петербурге», где предусматривались льготные условия, в частности, и для яхт-клубов.

«Сейчас в Петербурге действует порядка 20 яхт-клубов, которые оказывают услуги по обучению, техническому обслуживанию судов и стоянке, - говорит генеральный директор яхтенного порта «Терийоки» Роман Крыжный. Также на данный момент существует примерно 40 причалов и около 30 стоянок для маломерных судов. Летом в Кронштадте на территории форта Константин торжественно открыли пограничный пункт пропуска для маломерных судов. До этого функции пограничного и таможенного контроля яхт выполнял Морской вокзал».

Эксперты отметили и проблему, связанную с высокой привлекательностью территорий, где находится основная часть яхт-клубов, для застройки таковых жильем. «Старейшие яхт-клубы и водомоторные клубы находятся в упадке. А их территории привлекательны для девелоперских компаний и в основном для застройки жильем, возможно, с отдельными местами для стоянки яхт.

«Мы находимся на территории 13 гектаров очень дорогой земли. Потому мы наблюдаем сейчас повышенное внимание к нам от государства и бизнеса. Уже 7 лет приходится защищаться. У нас заинтересованность в том, чтобы развивать яхт-клубы».

Если обратиться немного к истории вопроса, связанного с развитием яхтенного спорта, стоит отметить, что из-за инвестиционной привлекательности земель под угрозой оказался водно-моторный клуб в Петергофе, территория которого может быть застроена жильем в ближайшее время. Таким же образом была остановлена деятельность яхт-клуба ВМФ, находящегося в акватории ковша Галерного фарватера.

Однако в последние годы идут обсуждения, касающиеся строительства яхт-клубов в Рыбацком. По последним данным, оно отложено до 2014-го, хотя ранее начало строительства предполагалось в конце 2012 — начале 2013 года. В нынешнем сентябре возобновились обсуждения по созданию яхт-клуба в нежилой зоне Ржевка, однако подробности проекта пока неизвестны.

Яхт-клуб может также появиться на намыве Крестовского острова, небольшой клуб заявлен на Бычьем острове в рамках реализации проекта дзюдо-отеля «Явара-Нева», стройку которого недавно узаконили. Кроме того, компания «Стрёмберг» имеет планы по строительству апарт-отеля рядом с ТРЦ «Питерлэнд» у парка 300-летия Петербурга, на берегу устроят яхт-клуб с гостиницей для спортсменов. Группа компаний «Кортрос» (бывшая «Ренова-стройгруп») занимается возведением апарт-комплекса «Петровский остров» у стадиона «Петровский», в проекте имеется и яхт-клуб.

Также заявлена стоянка для яхт в рамках реализации проекта ЖК «Леонтьевский мыс» на Петроградской стороне. Генеральный директор ООО «Леонтьевский Мыс» Игорь Оноков убежден, что невозможно гектары земли отдавать под яхт-клубы. Пока жители Петербурга, а также городские власти больше заинтересованы в строительстве жилья.

Недавно с проектировщиком яхт-центра на Лахте определился «Газпром». Комплекс для яхтсменов расположится чуть западнее места строительства «Лахта-центра» на Береговой улице, на площадке, где сейчас действует яхтенный порт «Геркулес». В ближайшие годы порт реконструируют под международный центр парусного спорта со зданием яхт-клуба, гостиницей и 47-метровой медиабашней, предназначенная для наблюдения за парусными судами с высоты.

Николай Норнов возлагает большие надежды на этот проект: «Там предполагается место для стоянки судов и парусной школы. Но это очень далекие перспективы. Сейчас важно не дать разрушить то, что имеется… Кто, кроме нас, будет принимать иностранные яхты? Поскольку мы находимся в зоне большого порта — это наша уникальная задача! Но это все личные инициативы. Развитие яхтинга пока только декларируется городом, но реальных подвижек не видно», — заявил господин Норнов.

Генеральный директор ООО «Яхтенный порт „Терийоки“» Роман Крыжный оценивает общее состояние петербургских яхт-клубов и инфраструктуры в сравнении с Европой на «твердую троечку». «Это лучше, чем несколько лет назад, но нам есть куда расти. Для развития отрасли у города существует масса возможностей. К примеру, в Курортном районе есть пятна под строительство марин, активно в данном направлении развивается Кронштадт», — говорит господин Крыжный.

Но, по его словам, основным препятствием для развития яхтинга в Петербурге является не качество нынешней инфраструктуры или дороговизна этого вида спорта. «Дело в том, что петербуржцам не так свойственен отдых на воде, как европейцам. Пока в городе не появится людей, заинтересованных проводить в море столько же времени, сколько и на суше, яхтинг развиваться не будет», — утверждает он.

Ольга Головина

По материалам http://karpovka.net