Тушинский форс-мажор: начало летней навигации на Канале имени Москвы под угрозой

22.04.2019

Последствия январской аварии в Тушинском тоннеле полностью не ликвидированы, шлюзы на Канале имени Москвы до сих пор закрыты. Затянувшийся ремонт грозит сорвать начало летней навигации. Какие убытки грозят бизнесу перевозок по воде и что мешает закончить восстановительные работы?

Тоннель был построен в 1999-2003 годах при проведении реконструкции Волоколамского шоссе. Это третий тоннель под каналом в этом районе: два других были построены при открытии канала (1934-1937) и при реконструкции Волоколамского шоссе в 1970-х годах (1969-1972). Стоит отметить, что и на этих тоннелях в разные годы происходили ЧП с фильтрацией воды, поэтому нынешний размыв не является чем-либо экстраординарным.

В день ЧП, 10 января, заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков сообщил, что затопление тоннеля могло быть вызвано нарушениями при расширении Волоколамского шоссе и строительстве тоннеля. На это указывало то, что решение о строительстве участка тоннеля под каналом было принято при отсутствии проекта на конструкцию тоннеля и осуществлялось в форсированном режиме — с декабря 1999-го по апрель 2000 года.

12 января 2019 года ФГБУ «Канал имени Москвы», в чьей зоне ответственности находится дамба №294 Тушинского гидроузла, сообщил о дальнейших действиях на поврежденном участке. Планировалось очистить ото льда и ила непосредственно русло Канала имени Москвы, а затем разработать глобальный проект берегоукрепления всей дамбы канала с обоих берегов, от нижней камеры шлюза №7 до верхней камеры шлюза №8. Провести все работы, в том числе строительно-монтажные, должны были до 1 апреля 2019 года.

Но спустя месяц, в середине февраля, сроки были сдвинуты. Как сообщил тогда глава ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, в настоящее время ведутся подготовительные работы на месте ЧП, основные работы начнутся после заключения комиссии Ространснадзора о причинах аварии, которое должно быть готово к 15 февраля, а все работы по ремонту аварийного участка планируется завершить уже к 15 апреля.

При этом, согласно распоряжению Росморерчфлота (Федеральное агентство речного и морского транспорта) о сроках работы судоходных гидротехнических сооружений в навигацию 2019 года открытие судопропускных сооружений на Канале имени Москвы, включая шлюзы №7 и №8, между которыми находится аварийный участок, запланировано на 24 апреля.

20 марта у заместителя руководителя Росморерчфлота Виктора Вовка прошло совещание по вопросам прохождения пассажирских и грузовых судов через шлюзы №7 и №8 в навигацию 2019 года с представителями судоходных компаний, чьи интересы напрямую затрагивает ситуация с тушинским участком.

Наиболее пострадавшими в данной ситуации оказались грузоперевозки. Через тушинский участок суда идут на разгрузку к причалу Сходня в Южном Тушино (гравий и щебень с Онежского озера), на причал Краснопресненского завода железобетонных конструкций на Пресне и Южный речной порт (песок из Тверской и Ярославских областей), а также порт Беседы и Коломну (гипсовый камень из Татарстана с Куйбышевского водохранилища и гранулированный шлак из Череповца). В обратном направлении перевозится только металлом из Южного порта на Череповец. Регулярного движения пассажирских судов на этом участке нет: до 1970-х годов существовал участок «Московской кругосветки», по которому пароходы проекта 737 следовали с пассажирами с Северного на Южный речные вокзалы, а в настоящее время через шлюзы №7-8 осуществляется только перегоны пассажирского прогулочного флота из центра Москвы на Химкинское водохранилище и в обратном направлении.

На совещании перевозчики озвучили предполагаемые суммы убытков, вызванных прекращением судоходства на участке канала, - более 1,6 млрд рублей. Падение объемов грузоперевозок привело бы к невыходу в работу десятка судов, соответственно без работы бы остались их экипажи. В долгосрочной перспективе судоходные компании могли бы понести и более серьезные убытки — заказчики переориентировались на автомобильный и железнодорожный транспорт.

По итогам совещания было принято решение о возможной расконсервации площадки для приема грузов в Чернавке — ДРСУ «Северное» на Химкинском водохранилище на севере Москвы, закрытой два года назад. Судовладельцам пассажирского прогулочного флота, чьи теплоходы должны были с началом навигации перейти из Белого города, Кимр и севера Москвы на работу в центральную часть Москвы на Москва-реку, было предложено организовать перегон флота по Волге через Рыбинское и Горьковское водохранилища до Нижнего Новгорода, затем по реке Оке до Коломны и далее по реке Москве до столицы. Мало того, что перегон в 1700 км выльется им в немалые расходы, так еще компании потеряют возможность работать в центре Москвы на майские праздники, а это один из самых «хлебных» сезонов за итак непродолжительный период навигации.

А открытие движения судов по участку шлюзов №7-8 предварительно возможно после 1 июня 2019 года о чем было сообщено на ежегодном собрании судовладельцев Москвы в конце марта.

Как пояснил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, масштабы аварии оказались гораздо серьезнее, чем предполагалось в январе: обнаружились множественные провалы, через которые просочилась вода, кроме того, использовались некачественные стройматериалы. В заключении о причинах аварии комиссия пришла к выводу, что были допущены ошибки при проектировании и строительстве тоннеля.

Точную дату открытия участка он называть отказался, но подтвердил, что она «близка к 1 июня».

«Задержка открытия канала, надеюсь, не станет катастрофичной для судоходных компаний, так как большого транспортного и пассажирского потока на этом участке не будет. Чтобы судоходные компании не попали под штрафные санкции контрагентов, планируется ввести ограничения судоходства», — говорит Елянюшкин.

В редакцию Business FM обратилась компания «Бритекс». Много лет она осуществляет перевозки по Каналу имени Москвы, но с проблемой закрытия шлюзов столкнулась впервые, говорит генеральный директор «Бритекс» Игорь Симончук:

«Мы занимаемся поставкой бетона на строительные объекты города Москвы, у нас причал. В январе потек Тушинский тоннель. Изначально руководством Канали имени Москвы было заявлено, что все аварийные работы будут закончены к 1 апреля. Сроки были перенесены. Сейчас сроков вообще никаких никто не говорит, то есть фактически у нас канал стал несудоходным. Такого не было вообще никогда, с момента запуска его в 1937 году».

Обычно сезон летней навигации в Москве начинается 24 апреля. Если шлюзы не откроют вовремя, убытки для судоходного бизнеса неизбежны, говорит генеральный директор «Порта Коломна» Владимир Алексеев:

«На этом участке нашим флотом в навигацию перевозятся объемы порядка 700 тысяч тонн. Если мы потеряем эти грузы, это потеря доходов где-то порядка 730-750 млн рублей».

По данным Российской палаты судоходства, если до конца сезона шлюзы не починят, потери грузопотока могут составить 2 млн тонн, пассажиропотока — около 70 тысяч человек. Общие потери доходов всех судоходных компаний составят 2 млрд рублей. Кроме того, компаниям грозят штрафные санкции из-за срыва контрактов. Чтобы этого избежать, в палате хотят применить статью 77 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и объявить ситуацию форс-мажором.

В руководстве Канала имени Москвы рассказали, что пока провели лишь подготовительные работы на месте тушинского прорыва. К основному ремонту еще не приступали, потому что не получены разрешительные документы от Ространснадзора, которых ожидают со дня на день, говорит руководитель Канала имени Москвы Герман Елянюшкин:

«Мы провели подготовительные работы. Вчера был подготовлен акт Ространснадзора, я надеюсь, что мы сегодня-завтра его получим. После этого будут направлены на согласование контракты на проектно-изыскательские работы и на строительно-монтажные работы. После этого мы уже сможем четко сказать срок открытия навигации».

Но даже при самом благоприятном сценарии полноценный ремонт к открытию сезона провести уже нереально, отмечает независимый аналитик Николай Данилин:

«Естественно, теоретически и практически любой эксперт из области строительства должен ответить, что это невозможно. При наличии документов это все равно, наверное, несколько месяцев полноценной работы при наличии полностью подготовленных разрешительных документов».

Почему ведомство до последнего тянет с разрешениями, в руководстве Канала имени Москвы ответить затруднились. На запросы и звонки Business FM в Ространснадзоре на момент публикации материала не ответили.

Фото Ольга Ефимова-Соколова

По материалам "Коммерсант" и Business FM