Конференция "Морское право и страхование 2007"

Валерий МАНУШКИН

На прошлой неделе, 18 октября, в Москве состоялась III практическая конференция "Морское право и страхование 2007", генеральным спонсором которой выступила компания «Ингосстрах». Основная цель мероприятия - анализ российского и зарубежного опыта в сфере морского страхования, обсуждение существующих правовых проблем, установление новых деловых контактов, расширение и укрепление связей российских и западных специалистов. В мероприятии приняли участие руководители отделов страхования водного транспорта, юристы страховых и перестраховочных компаний, руководители отделов перестрахования и управления рисками, андеррайтеры, страховые и перестраховочные брокеры и другие.

Сейчас в России наблюдается определенный «бум», связанный с приобретением яхт разного типа, да и в принципе – с развитием яхтинга в нашей стране. В большей степени это связано с возросшим доходом населения. Ну и, конечно же, с возросшей возможностью их приобретения. Увеличилось количество дистрибьюторов, поставляющих на российский рынок широкий ассортимент моторных, парусных яхт и катеров.

Конечно же – это новые возможности для представителей страхового рынка. Но, поскольку эксплуатация яхт и катеров имеет свои, специфические особенности, страхование таких судов – тема, которая была вынесена на конференции отдельной строкой.

Резкой критике подверг деятельность страховых компаний, судовладельцев и российское законодательство Илья Буштухин – генеральный директор ООО «ЯхтКонсалт». Он выступил с докладом «Особенности правового регулирования яхтенного рынка в России и пробелы в законодательстве, классификации и сертификации яхт, особенности регистрации яхт в России, организация технического надзора и надзора за безопасностью мореплавания».

Илья Евгеньевич отметил, что «в последние годы бурно растет яхтенный рынок, все больше образовывается клубов, объединяющих в себе яхтсменов, проводится множество выставок. При этом большая часть новоявленных яхтовладельцев, принимая решение о страховании своей лодки, обращаются к страховщикам и, к сожалению, проявляют при этом непростительный правовой нигилизм. С одной стороны, яхтсмены относятся к страхованию своих маломерных судов, в числе которых немало и мегаяхт, не более серьезно, чем к страхованию автомобиля. С другой стороны, есть немало примеров, когда сами страховые фирмы не уделяют достаточного внимания страхованию собственности своих клиентов. Так, например, они принимают на страхование лодки без серьезного изучения предоставленных документов».

Он также отметил, что «в нормативно-правовой базе российского законодательства, регулирующего яхтенный рынок, отсутствует целый ряд понятий, таких, например, как «яхта», «яхтинг», отсутствует полноценное определение «прогулочного судна». Притом, что эти термины постоянно используются в написании различно рода договоров, юридических документов.

По большому счету, отсутствуют определения большинства понятий, которыми апеллируют при классификации данных судов регистрирующими и классификационными ведомствами. В частности, не существует такого понятия, как «спортивное судно». Оно есть в законодательстве, но кроме как «судно, используемое для спортивных и учебно-тренировочных целей» это понятие не раскрывается. Таким образом, старый, еле ходящий «Волгодон» можно назвать тренировочно- учебной базой и зарегистрировать судно в реестре Росспорта. Оспорить это в будущем будет просто невозможно. Как следствие – налицо повод большому количеству злоупотреблений».

«Также отсутствуют такие понятия, как пассажировместимость, разграничение пассажир – экипаж. Что вызывает немало трудностей у страховых компаний при возникновении страхового случая.

Что касается классификации и сертификации яхт и катеров – на сегодняшний день такие нормы утверждены ведомственными инструкциями и приказами МЧС в отношении Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) и внутренними документами Росспорта. Иные правила просто отсутствуют. А те, что существуют – строятся на советской практике, не учитывая современной. Так, например, в Советском Союзе роскошной яхтой считалась «Казанка» с мотором «Вихрь», со слегка оборудованным и обитым вагонкой кокпитом. Стоит ли говорить, что сейчас современный рынок не рассматривает подобные суда в принципе.

Сегодня мы видим совсем иные яхты, совсем иного класса – другого энергонасыщения, водоизмещения и т.д. Разброс чрезмерно велик, однако адекватных правил классификации не существует. Более того – различные ведомства, такие например, как ГИМС или Росспорт, классифицируют суда совершенно по-разному. Для последнего, прогулочно-спортивной яхтой может являться абсолютно любая. У ГИМСа же есть более-менее жесткие рамки. Однако и они весьма размыты – не понятно, какое судно предназначено для использования лишь во внутренних водных путях, а какие для мореплавания.

Отдельно хотелось бы сказать о регистрации яхт и катеров. По сути, сейчас этим занимается аж 5(!) ведомств, 2 из которых в принципе не имеют никакого отношения к транспорту. Кроме того, не секрет, что огромное количество судовладельцев, эксплуатирующих яхты за пределами РФ вообще не озабочиваются вопросом регистрации своих лодок и идут по пути прямой подделки документов, годами ходя по морям, нигде не становясь на учет. Когда же возникает страховой случай – а только за последние полгода их было 7 – возникает масса проблем. В первую очередь – в связи с отсутствием регистрации лодки в реестре флага какого-либо государства, яхту невозможно признать судном. Как бы это ни было смешно, но факт остается фактом. Что же с ними делать? Приходится рассматривать такие объекты как застрахованное имущество, а не судно»,
- сказал Илья Евгеньевич.

Конечно, в рамках статьи сложно перечислить и хоть немного раскрыть все те проблемы, что стоят сейчас перед страховщиками морских судов, яхт и катеров. Но начинать решать их надо сейчас, общими усилиями, причем как со стороны представителей компаний, так и самих судовладельцев.

Также на конференции выступил Сергей Трубицын, начальник Управления страхования судов и ответственности судовладельцев ОСАО "Ингосстрах". В своем докладе он осветил основные моменты деятельности Международного Союза морского страхования. "Ингосстрах" около 30 лет является полноправным членом Союза и представлен в комитетах по предотвращению убытков и страхованию КАСКО морских судов. В частности, в докладе он отметил, что «союз имеет более чем 130-летнюю историю. Ежегодно на съезд, который проходит в сентябре, собирается более 700 представителей крупнейших страховых компаний мира, активно занимающихся морским страхованием, перестрахованием и сюрвейерскими операциями. Руководство Союза и члены технических комитетов готовят для обсуждения наиболее острые темы, непосредственно связанные с судоходством, морской торговлей и страховой проблематикой. Последний съезд проходил под девизом – "назад к основам" и был посвящен таким важным вопросам, как необходимость повышения качества оценки риска, рост значения финансовых результатов операций и человеческий фактор как одна из основных рисковых составляющих. В условиях роста конкуренции в морском страховании, сдерживающей возможности страховщиков по приведению ставок к приемлемому уровню на фоне роста аварийности мирового флота и стоимости ликвидации последствий страховых случаев, резко возрастает ответственность сегодняшних лидеров индустрии по выбору путей развития морского страхования и привлечению в отрасль одаренной и инициативной молодежи», - подчеркнул он.

По словам организаторов конференции, она прошла плодотворно и насыщенно. Судя по отзывам, в следующем году должно быть еще больше участников, поскольку опыт, коим делились здесь выступающие, в некотором смысле бесценен. К тому же, это отличный способ собраться профессионалам своего дела, обсудить в непринужденной обстановке деловые вопросы, познакомиться и обменяться контактами.